ilmusa

Контактных линз на LensDay.ru больше нет

В общем, то, что было понятно еще года три назад, что стало очевидным год назад, наконец то свершилось. Мы закрыли раздел контактных линз и больше не будем заниматься их продажей. 

Контактные линзы были первой категорией, с которой мы начали работу в 2008 году. Только в 2009 мы выложили первые солнцезащитные очки, и в 2010 первые оправы для очков.

Ниже постараюсь подробно описать причины. Возможно кто-то из коллег в таких же раздумьях.

Самая очевидная и основная причина — низкая маржинальность. Настолько низкая, что поездка курьера (включенная в цену при покупке уже даже 2х упаковок) зачастую всю эту маржинальность съедала. В общем-то это было всегда. Ну, или, почти всегда. Еще с начала массового снижения цен на контактные линзы (я писал об этом в 2012 году... еле нашел этот пост сейчас ))) ) было понятно, что больше не будет как прежде. Но, я был убежден, что и не должно быть! Контактные линзы, это все таки четкая категория FMCG, и делать на них наценку как на очки абсолютно не правильно. А именно так поступали большинство оптик до описанных событий. Я считал, что это неправильно, и был сторонником низких цен. И, как вы можете заметить по тону того поста, во мне был явный оптимизм))).

Но, сыграл роль еще один важный момент. Это скидки от поставщиков за объем продаж. И, к сожалению, в момент, когда началось повальное снижение цен, мы были близки к нижнему порогу для получения скидок, но так и не сумели его достичь.

В результате это направление было оставлено без развития. Есть и есть. Где-то с 12-13 года мы не вкладывали ничего ни в рекламу контактных линз, ни в продвижение в поисковиках. Вообще ничего. Следовательно, это был всего лишь вопрос времени, когда мы закроем это направление. На тот момент это было еще прибыльное направление для нас. Ну, то есть, были в плюсе. Небольшом.

А что за это время происходило на рынке? 

Во-первых, выделилось несколько крупных онлайн-магазинов, которые смогли и дальше наращивать объемы и увеличивать объем скидок. Это привело к тому, что ценовая конкуренция не только не остановилась, но и возобновлялась с каждым годом. 

Во-вторых часть из этих онлайн-магазинов интегрировалась с дистрибьюторами (часть была ими же и создана). В итоге все оптики, которые покупали линзы у того или иного дистрибьютора, работали на то, что бы те смогли увеличить свои обороты, и как следствие, увеличить объем своих скидок при закупке у производителя. Ну и соответственно, могли еще больше снизить цены в своих онлайн-магазинах.

Вообще, «скидки у производителя» это не совсем корректный термин. Там и планы продаж, и ретро-бонусы. Но для простоты я обобщаю. Суть ведь та же.

Что пытались сделать мы?

Наверное будет неверно, если я просто скажу, что мы сложили руки. Некоторые попытки еще были. Одна из них — это максимально расширить ассортимент. В принципе, это рабочая стратегия. Только нужно понимать, что на тот момент 80% рынка было за Акувью. То есть на оставшихся 20% можно было попробовать что-то сделать. Мы пробовали. Например с цветными линзами. В какой-то момент у нас были все цветные линзы, которые были представлены на рынке. Это дало возможность на несколько лет отсрочить неизбежное, но что бы быть успешным в продаже контактных линз, недостаточно узкого сегмента. 

Еще мы продолжали гнаться за низкой ценой конкурентов. Логика была такова, что ну не заработаем, так хоть не потеряем. Ведь был объем, работали в плюс... Вот это не верная логика. Теряли много, хоть и косвенно. Затраты на весь процесс, начиная от выкладывания товара на сайт, и заканчивая обработкой заказа и доставкой клиенту аналогичны с очками и оправами. Но, если на очках мы зарабатывали, то на контактных линзах почти нет. А со временем и совсем нет. Последние несколько лет почти каждый заказ был убыточным.

Весь последний год мы проработали в режиме поддержки существующих клиентов. И вот, вчера раздел был закрыт.

Всем клиентам мы рекомендовали перейти в магазин Ochkov.net. Я считаю, что на данный момент, это лучший магазин в рунете по контактным линзам. К тому же, они одни из тех, кто продолжает оставаться независимыми от дистрибьюторов. Редкость в наши дни, достойная уважения!

Что делать вам, если сейчас у вас есть оптика, и крупные игроки еще не добрались до вашего региона?

Наслаждаться! Работайте как работали. Когда они придут (а если рынок вырастет, то они придут) вы ничего изменить не сможете. В контактных линзах самое главное — цена. И вы не сможете предложить такую же низкую, как они. А клиенты будут уходить из-за разницы даже в несколько десятков рублей. 

Можно попробовать выпускать линзы под своей маркой, но уверен, что по уровню узнаваемости ваша марка проиграет мировым. Да и если честно, развитие своего бренда — совсем другой бизнес. Точно не в рамках одного-трех-пяти-десяти салонов оптики. 

Надеяться на производителей, и их политику поддержки локальных игроков не нужно. Слова сильно расходятся с делом. Ни Джонсону, ни Алкону, ни кому либо еще вы нафиг не нужны. Ну то есть нужны, но ровно до тех пор, пока ваш регион не пришли выжимать крупные игроки. А так нужны только объемы. Нет объемов — пошел нафиг, с Новым годом!

Вот, собственно, и мы пошли))). Жизнь меняется, и нужно меняться вместе с ней. И к тому же, работа с очками гораздо интереснее! А очковые линзы так и вообще, одна из самых развивающихся отраслей в оптике!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded